Технологии, Меняющие мирМеняющие мир Меняющие мир Выберите раздел или путешествуйте от года к году Технологии, меняющие мир ТехнологииТехнологии Технологии Выберите раздел или путешествуйте от года к году Технологии, меняющие мир ИндустрииИндустрии Индустрии Выберите раздел или путешествуйте от года к году Технологии, меняющие мир ЧеловекЧеловек Человек Выберите раздел или путешествуйте от года к году Технологии, меняющие мир ДеньгиДеньги Деньги Выберите раздел или путешествуйте от года к году Технологии, меняющие мир ЖизньЖизнь Жизнь Выберите раздел или путешествуйте от года к году
Как будущее изменится благодаря технологиям
Подробнее
Технологии, Меняющие мир Меняющие мир Меняющие мир
Выберите интересующий вас раздел ниже или путешествуйте по временной ленте будущего в боковом меню
Технологии Технологии
Индустрии Индустрии
Человек Человек
Деньги Деньги
Жизнь Жизнь
2017
2017
2017
2018
2017 2017 2018
Магазин без касс и продавцов
Магазин без касс и продавцов
Магазин без касс и продавцов
В 2017 году откроется для покупателей первый магазин без касс, построенный на технологиях компьютерного зрения, сенсоров и машинного обучения

Персонификация шопинга

С развитием технологий привычные для нас физические магазины столкнулись с тем, что собрать массу товаров в одном месте и предоставить их на выбор уже не так ценно для покупателя, как  30 или 40 лет назад.

Теперь магазины  ищут способы стать для покупателя более ценными, например позволяя ему получить новый «цифровой» опыт. Так, с 2015 года посетители флагманских магазинов марки спортивной одежды  The North Face в США могут с помощью шлема виртуальной реальности прогуляться по национальному парку Йосемити в Калифорнии. Объединив усилия с компанией виртуальной реальности Jaunt, производитель помещает покупателя в обстановку,  побуждающую его купить новую куртку или кроссовки. А мобильное приложение Visual Artist, которое выпустили сеть магазинов косметики Sephora и канадская компания ModiFace (занимается компьютерным распознаванием лиц), позволяет покупательницам в виртуальном режиме «примерять» оттенки помады и моментально видеть результат на экране смартфона.

Привычные офлайн-магазины будут для покупателей все более «личными». Многие ритейлеры, например универмаги Macy’s в США, уже используют технологию, которая взаимодействует со смартфоном клиента, предлагая ему индивидуальные скидки или спецпредложения, когда он заходит в магазин. В ближайшие годы общаться с покупателями станут даже пластиковые манекены: британский стартап Iconeme уже начал добавлять в них  чипы VMBeacon, которые позволят  моментально увидеть на  смартфоне цены и характеристики одежды, в которую наряжен манекен.

Другое направление персонализации – расширение линейки размеров и усиление индивидуализации одежды и обуви. Например, американский стартап Stantt отсканировал в 3D тела двух тысяч мужчин и на этой основе разработал 75 разных размеров мужских сорочек. По словам основателей, с этой технологией 95% мужчин смогут подобрать себе идеально сидящую рубашку без необходимости переплачивать за индивидуальный пошив. Продавцы обуви с помощью 3D-сканирования стопы смогут устраивать для клиентов виртуальные примерки, которые будут по эффективности вполне сравнимы с реальными. Разработкой сканеров и программ для этого занимается уже не один стартап, в том числе и российско-ирландский TryFit.

Примерочные тоже становятся «умными»: бренд одежды Rebecca Minkoff в партнерстве eBay, например, уже оснащает кабинки сенсорами, позволяющими отслеживать, что клиенты приносят в примерочную и что из этого в итоге покупают. Через тачскрины в таких примерочных покупатели могут в один клик заказать другой цвет или размер понравившейся модели без необходимости контактировать с продавцом-консультантом.

Правда, неизвестно, останется ли в привычных примерочных смысл, их, возможно, полностью вытеснят виртуальные аналоги. Так, проект VRetail от маркетингового агентства SapientNitro и платформы виртуальной реальности Sixense помещает пользователя в виртуальную примерочную, где его трехмерный аватар может не только примерить одежду или обувь не менее эффективно, чем в жизни, но и обсудить возможную покупку с близкими и друзьями.

Без касс и очередей

Главное, к чему предстоит готовиться покупателям, – магазины будут знать каждого в лицо. Благодаря технологиям компьютерного зрения покупателей можно будет идентифицировать прямо на входе в магазин, а оплату за покупки списывать с его карты. Первый крупный магазин, построенный по такому принципу, −  Amazon Go, он открылся для тестирования сотрудниками компании в конце 2016 года, а в 2017-м должен принять первых покупателей.

Как утверждает Amazon, для создания магазина использовались технологии машинного обучения и компьютерного зрения, а также множество сенсоров. При входе в магазин клиент прикладывает к турникету смартфон с мобильным приложением, а дальнейшие действия система распознает сама. Взяли товар с полки – он появился в вашей виртуальной корзине, передумали и вернули его на полку – все исчезло. Магазин  идентифицирует пользователя либо по лицу, либо по перемещению мобильного телефона в помещении. При выходе из магазина приложение будет списывать деньги за купленные продукты с карты, привязанной к аккаунту Amazon.

Ритейлеры уже много лет используют RFID-метки, позволяющие не только торговать без касс, но и управлять запасами товаров в магазинах и сообщать поставщикам в реальном времени, как идет торговля. Самый, пожалуй, известный кейс внедрения RFID-меток в российском ритейле – обязательная маркировка шуб, введенная в 2016 году. NFC-метки теперь позволяют ритейлерам показывать покупателям подробную информацию о товаре на их мобильных устройствах (такие, например, использует французская продовольственная сеть Casino), а «умные полки» и системы видеоаналитики – измерять реакции и эмоции покупателей и предлагать  товар с учетом этих данных.  

В продуктовых магазинах – сегменте, с которым покупатели сталкиваются чаще всего, – офлайн тоже будет все теснее срастаться с онлайном. Тот же Amazon работает над новой концепцией продуктового магазина, где пользователи могли бы заказывать еду онлайн, выбирать удобный им 15-минутный промежуток времени для того, чтобы забрать ее, а затем получать пакеты с покупками на выбранном месте парковки, не выходя из машины или пройдясь за товарами пешком к ближайшему окошку выдачи, где заодно можно будет немного поболтать с продавцом, – это, как предполагает ритейлер, тоже может стать преимуществом, ведь возможностей для невиртуального общения у людей становится все меньше. 

В американском Starbucks уже можно заказать и оплатить кофе заранее через приложение. Тогда, придя в кофейню, нужно будет только забрать готовый напиток. Грань между офлайн- и онлайн-коммуникацией с потребителями становится все менее заметной: теперь выбирать товары покупатель может в приложении на экране планшета, находящегося в магазине. Все это заставляет ритейлеров не только делать функциональнее и удобнее сами мобильные приложения и сайты, но и менять устройство физических магазинов: многие отраслевые эксперты полагают, что в будущем магазины станут занимать все меньше площади: больше не нужны будут, возможно, ни громоздкие торговые залы, ни витрины, ни складские площади, ведь прогнозировать покупки ритейлеры и их поставщики с каждым годом будут все лучше.  

Еще одно направление изменений – сервисы по доставке продуктов на дом будут  быстрее и дешевле. Так, Amazon в ноябре 2016-го снизил до $15 цену подписки на сервис Fresh, зеленые грузовички с символикой которого доставляют свежие продукты на дом по заказу клиента. А $2-миллиардный стартап InstaCart по доставке продуктов, выбранных пользователем через мобильное приложение, в сентябре 2016 года продал долю американскому продовольственному гиганту WholeFoods.

Логистика

Со временем электронная торговля просто станет основным видом ритейла, считает китайский магнат, основатель Alibaba Group Джек Ма. «Мы ожидаем появления полностью переделанной индустрии ритейла, которая станет возможной благодаря интеграции онлайна, офлайна, логистики и данных в рамках одной стоимостной цепи», – написал Ма в письме акционерам Alibaba в октябре 2016 года.

72часаЗА ЭТО ВРЕМЯ УЖЕ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ ВАМ МОЖНО БУДЕТ ДОСТАВИТЬ ЛЮБОЙ ТОВАР ИЗ ЛЮБОЙ ТОЧКИ МИРА

Ключевую роль в этом процессе сыграют изменения в логистике, которые становятся возможными с развитием технологий. Во многом благодаря эффективной логистике Китай стал мировым коммерческим хабом, где объем электронной торговли к 2020 году достигнет $1.1 трлн. Как говорил Ма на Петербургском экономическом форуме в 2016 году, уже через 10 лет любой товар из любой точки мира можно будет доставить вам в течение 72 часов. Это станет реальностью с появлением новых, ускоренных транспортных средств, с возможностью доставки посылок дронами или использованием летающих и движущихся роботов на складах, что позволит сэкономить время и ресурсы. Да и склады могут исчезнуть, во всяком случае, именно такую задачу ставит перед собой Джек Ма, чтобы сократить цепочку доставки товара от производителя к потребителю. Это должно уменьшить время между заказом товара и его получением и сделать онлайн-шопинг практически таким же быстрым, как традиционный.

Во многом этот процесс ускорит появление беспилотных грузовиков, которые в ближайшие десять лет могут вытеснить с рынка 1,7 млн американских дальнобойщиков. В октябре 2016 года самоуправляемый грузовик  совершил первую автоматическую доставку: привез 50 тыс. банок пива, проехав 190 км по штату Колорадо. Водитель все это время был за рулем для подстраховки, но переключился в режим автопилота, едва выехав на шоссе. Этот вид доставки станет коммерческим в ближайшие несколько лет, а вот транспортировка товара дронами пока буксует, причем одновременно из-за технологических проблем и законодательных препон. С одной стороны, летающие беспилотники страдают от малой длительности работы аккумулятора, которые пока не имеют достаточной мощности, чтобы поднимать тяжелые грузы и удерживать их в воздухе длительное время. С другой – регуляторы пока не разрешают автономное использование дронов в отсутствие правовой базы и утвержденных норм безопасности.

50тысячБАНОК ПИВА ПЕРЕВЁЗ В ОКТЯБРЕ 2016 ГОДА САМОУПРАВЛЯЕМЫЙ ГРУЗОВИК VOLVO КОМПАНИИ OTTO. ЭТО БЫЛА ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ПЕРЕВОЗКА КОММЕРЧЕСКОГО ГРУЗА БЕЗ ВОДИТЕЛЯ

Тем временем автоконцерн Daimler пытается совместить две технологии: в сентябре 2016 года Mercedez-Benz Vans инвестировала в стартап по разработке беспилотников Matternet, совместно с которым разработала сконструировала электрический грузовик будущего, на его крыше размещается площадка для автономных дронов, способных разносить посылки весом до 2 кг на расстояние до 19 км на одном и том же заряде батареи.

Переход на беспилотники и внедрение других технологий займут еще какое-то время, но уже ясно, что в итоге весь процесс шопинга изменится до неузнаваемости: с одной стороны, он практически исчезнет в качестве самостоятельной активности, с другой – упростится настолько, что мы постоянно будем совершать покупки, практически не отвлекаясь от других занятий. Например, понравившееся платье или предмет мебели, увиденный в фильме или на картинке в Pinterest, можно будет купить в один клик даже без перехода на сайт производителя. Онлайн-транзакции станут полностью автоматическими и не будут требовать ввода номера карты, тем самым делая процесс шопинга все более «прозрачным» и легким для клиента. Это может увеличить риски и взлома аккаунта пользователя, и так называемого угона личности, но и здесь на помощь придет автоматизация: компьютер, в частности, будет принимать решение на основе целого ряда данных о покупателе, в том числе с помощью отпечатков пальцев и распознавания лиц. Ритейлеры смогут отдавать вопросы недобросовестных покупок и возврата платежей на аутсорс технологическим компаниям, а сами будут фокусироваться на увеличении продаж и улучшении взаимодействия с клиентами.

Телемедицина
В 2017 году будет выбран победитель конкурса разработчиков трикодера – портативного устройства для диагностики любых заболеваний

Операции через океан, реанимация по видеосвязи и кардиограмма из нижнего белья

Пациенты отделения экстренной помощи в клинике на острове Уналашка (Аляска) с сентября 2016 года получают консультации врачей больницы Анкориджа, расположенной в 1300 км от острова. Население Уналашки, одного из самых загруженных коммерческих рыболовных портов США, составляет 4600 человек, но во время рыболовного сезона увеличивается втрое – до 16 000 человек. До недавнего времени обратиться к врачам в сложных случаях рыбаки не могли, но теперь это возможно благодаря спутниковым технологиям.

Нижнее белье SimpliECG через систему наносенсоров позволяет контролировать работу сердца. Разработчик SimpliECG компания Nanowear в прошлом году получила одобрение FDA в США (Food and Drug Administration, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США). Cенсоры Vital-Radio, которые в 2015 году представила группа ученых Массачусетского технологического института, встраиваются в стены «умных» домов и позволяют отслеживать дыхание и сердцебиение, причем даже у нескольких человек одновременно. Состояние пациентов с болезнью Паркинсона, возможно, скоро можно будет контролировать через специальное приложение – над этим, по данным MobiHealthNews, работают Apple и FDA.

А участники конкурса Tricoder XPRIZE Competition, который несколько лет назад начал производитель микрочипов Qualcomm, пытаются создать в реальности трикодер из сериала «Звездный путь» (Star Trek) – портативное устройство для диагностики любых заболеваний. Участникам нужно сконструировать реальный аналог этого прибора, который весил бы менее 5 фунтов (около 2,3 кг), отслеживал 5 показателей (например, сердечный ритм и давление) и позволял диагностировать набор из 13 заболеваний. Победитель получит $6 млн. К середине декабря 2016 года из 40 проектов, которые начинали соревнование, осталось два: от разработчиков Dynamical Biomarkers Group и Final Frontier Medical Devices. Первый, например, уже позволяет диагностировать меланому по фотографиям повреждений кожи с точностью 90 %. Победителя объявят уже во втором квартале 2017 года, а коммерциализация продукта должна начаться к 2025 году.

А Samsung в прошлом году уже подал патентную заявку на технологию сканирования сигналов от систем человеческого организма с помощью лазеров. При наведении на определенный участок тела гаджет с лазерным датчиком может определять сердечный ритм, давление, пульс, состояние кожи и другие параметры.

Практически все устройства, софт и сервисы, позволяющие следить за здоровьем и лечиться: от шагомеров, «вшитых» в смартфон, фитнес-браслетов, носимых кардиографов и глюкометров с функцией передачи и анализа данных в реальном времени до систем, позволяющих удаленно проводить сложнейшие операции и контролировать состояние пациентов в реанимационных отделениях, – относятся к понятию «телемедицина». Этому же рынку принадлежат сервисы, позволяющие автоматически анализировать результаты исследований и хранить медицинскую информацию. По прогнозу IHS Technology, в 2018 году телемедицинскими услугами в мире воспользуются 7 млн. человек против 350 000 в 2013 году. Американская ассоциация телемедицины на 2016 год только для США прогнозировала 1,25 млн медицинских консультаций, проведенных онлайн.

2001годХИРУРГ ЖАК МАРЕСКО, НАХОДЯСЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ, ПРОВЁЛ ПЕРВУЮ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКУЮ ОПЕРАЦИЮ ПАЦИЕНТКЕ 68 ЛЕТ ВО ФРАНЦУЗСКОМ СТРАСБУРГЕ

Его коллега Меран Анвари оперирует людей на расстоянии 400 км  с помощью консоли в больнице Святого Иосифа (Гамильтон, Канада) и хирургического робота Zeus (позже на рынке его заменила хирургическая система Da Vinci). Телехирургию изначально подтолкнула вперед не забота о пациентах в удаленных населенных пунктах, а космическая индустрия: NASA еще в 1970 годах предложила ученым заняться роботами для операций на астронавтах, и в 2006 году Анвари, чтобы протестировать, как эта технология может работать в космосе, зашил порез на человеке, который находился на подводной базе Acquarius. К 2025 году Министерство обороны США рассчитывает создать установку Trauma Pod, которая позволит удаленно оперировать солдат в горячих точках.

Пациенты отделений интенсивной терапии 38 небольших больниц в Северной Каролине и Оклахоме находятся под непрерывным наблюдением врачей из Virtual Care Center от Mercy Health System в Сент-Луисе: состояние помогают контролировать камеры высокого разрешения и системы мониторов. За прошлый год такие пациенты проводили в больнице в среднем на 35 % меньше времени, а смертей было зафиксировано на 30 % меньше прогнозируемого: 1000 человек, которые, по статистическим прогнозам, должны были умереть, благополучно вернулись домой, приводил цифры The Wall Street Journal. К концу 2016 года примерно 1500 больниц во всем мире использовали роботов с экранами, на которые выводится лицо лечащего врача: доктор может удаленно управлять роботом и быстро получить доступ к пациенту. Основатель компании InTouch, производителя этих роботов, Юлун Вэнг уверен, что к 2030 году все процедуры, которые вообще технически можно перенести в онлайн, будут производиться именно так.

29 штатов в США в 2015 году уже обязали страховщиков оплачивать услуги телемедицины. Видеоконсультация стоит $40-50 – примерно вдвое дешевле реального похода к врачу, так что согласие страховой покрывать большую часть этой суммы означает доступность услуг для гораздо большего числа пациентов, в том числе и в удаленных от клиник районах. Главными пользователями этих сервисов оказались работающие мамы: у них постоянно возникают вопросы о здоровье детей, но нет возможности каждый раз брать выходной, чтобы попасть на прием в клинику, объяснял журналу Wired Адам Джексон, гендиректор сервиса Doctor on Demand.

85%КОНСУЛЬТАЦИЙ ПОЛУЧАЮТ ЖИТЕЛИ РЕГИОНОВ У РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ «МОБИЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» (СЕРВИСЫ «ОНЛАЙН ДОКТОР» И «ПЕДИАТР 24/7»)

В России подтолкнуть рынок телемедицины может не всегда доступная качественная медицинская помощь, особенно в регионах, считает Руслан Зайдуллин, гендиректор российского телемедицинского стартапа DOC+. Он приводит в пример российскую компанию «Мобильные медицинские технологии» (развивает сервисы «Онлайн доктор» и «Педиатр 24/7»): 85 % консультаций у нее получают жители регионов. «Именно [такие пациенты], как нам кажется, могут ускорить развитие телемедицины в России, желая получить доступ к «врачам из Москвы», – рассуждает гендиректор DOC+.

Кроме пациентов, которые хотят получать медицинскую помощь качественнее и проще, в развитии телемедицины заинтересованы и сами клиники (чтобы снижать издержки), а, значит, в конечном счете государственные бюджеты и страховщики. За 25 лет одни только технологии удаленного мониторинга могут сэкономить для мировой системы здравоохранения до $200 млрд, подсчитывали в 2014 году аналитики CDW Healthcare.

Два очевидных драйвера развития телемедицины – стареющее население и улучшающийся и дешевеющий доступ к интернету. Жители Земли, и в первую очередь развитых стран, становятся старше: по данным ООН, в 2015 году 1 из 8 человек (0,9 млрд человек) был старше 60 лет, а к 2030 году таких будет уже 1,4 млрд. Интернетом в 2015 году, по данным Международного союза электросвязи (ITU), пользовались 3,2 млрд человек (43 % населения Земли), а к 2030 году эта цифра вырастет до 53 % (прогноз Euromonitor International), при этом ООН в качестве одной из целей устойчивого развития декларирует всеобщий доступ к интернету к 2030 году. Еще один фактор роста рынка – распространение «сложных» болезней, грозящих долгосрочными последствиями: кардиологических, неврологических, онкологических – и, соответственно, растущий спрос на системы удаленного мониторинга состояния здоровья. В результате глобальный рынок телемедицины к 2021 году достигнет $9,35 млрд против $2,78 млрд в 2016 году (+27,5 % ежегодно), оценивают аналитики Markets&Markets. Главным драйвером роста станет Азиатско-Тихоокеанский регион, хотя основная доля рынка по-прежнему будет приходиться на Северную Америку.

9,35млрд доллДОСТИГНЕТ ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ К 2021 ГОДУ ПРОТИВ $ 2,78 МЛРД В 2016 ГОДУ (+27,5% ЕЖЕГОДНО), ОЦЕНИВАЮТ АНАЛИТИКИ MARKETS&MARKETS

Пока возможности телехирургии ограничены ресурсами связи: задержки сигнала или сбой связи могут стать смертельными. Более дешевая альтернатива выделенным оптоволоконным линиям – сети общего пользования, но передача сигнала через них  связана с рисками в отношении безопасности: группа экспертов из Вашингтонского университета в 2015 году продемонстрировала это, взломав хирургического робота, подключенного через незащищенное соединение.

Проблема для всей телемедицины в целом – неготовая к этим технологиям законодательная база, а также нерешенные вопросы сохранности и конфиденциальности медицинской информации. По данным компании Safetica, которая специализируется на защите данных, в год в США «утекает» примерно 112 млн записей медицинских организаций, в неделю может происходить до четырех крупных утечек  по 500 и более записей. При этом 70 % утечек связаны с потерей или кражей устройств или носителей, данные на которых не зашифрованы (для других секторов эта доля – 19 %).

Развитие телемедицины и удаленной диагностики сдерживают, с одной стороны, разная законодательная база, регулирование сектора и системы возмещения за услуги здравоохранения. В России закон о телемедицине может быть принят до конца весенней сессии Госдумы в 2017 году, информировал советник президента России по вопросам интернета Герман Клименко. Поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», легализующие телемедицину, обсуждались в 2016 году, но их внесение в Госдуму отложили.

С другой стороны, критики опасаются, что телемедицинские сервисы могут сводиться к замене качества услуг их удобством: через сайт пациент, во-первых, обращается к «случайному» врачу, во-вторых, врач не может удаленно «послушать» пациента или, скажем, прощупать его лимфоузлы или пульс.

Но если юридические, технологические и инфраструктурные проблемы удастся решить, остается еще человеческий фактор. «Большинству врачей, которые работают в госпиталях и клиниках по всему миру, сейчас 40-50 лет, они провели большую часть своей профессиональной жизни, используя традиционные методы лечения. Обучить это взрослое поколение врачей и убедить их использовать телемедицину – огромная задача, которая, по ощущению многих экспертов индустрии, может быть вообще никогда не решена», – писали в январе 2017 года аналитики индийской компании Mordor Intelligence. В таком случае все развитие рынка может оказаться возможным только после смены поколений врачей.

Жизнь онлайн
В 2018 году 2,44 млрд человек, или каждый третий житель Земли, будет пользоваться соцсетями (прогноз Всемирного экономического форума)

Работа в мессенджере, шопинг в чате, вызов полиции через соцсеть и покупка впечатлений

«Мы ведем прямую трансляцию из HR, где нас всех увольняют! Увлекательно!» – написала в своем Twitter в 2013 году Поппи Роуз Клир, ответственная за продвижение в социальных медиа британского продавца электроники HVM. Компания в этот момент увольняла сотни сотрудников, в том числе и Клир.

Каждую минуту люди отправляют больше 30 млн сообщений в Facebook и почти 350 000 твитов, загружают на Youtube 400 часов видео. По прогнозу Всемирного экономического форума, к 2018 году 2,44 млрд. человек, или чуть больше 32 % мирового населения, будет использовать социальные сети (в 2010 году таких было 970 млн, или 14 %). В топе среди соцсетей по числу пользователей – Facebook (вместе с принадлежащими ему WhatsApp и Facebook messenger), а также QQ и QZone – крупнейшие в Китае сервис мгновенного обмена сообщениями и социальная сеть. Deloitte прогнозирует, что к 2020-му более 5 млрд человек (⅔ населения) будет пользоваться соцсетями.

1,86млрдТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК ЕЖЕМЕСЯЧНО ПОЛЬЗУЮТСЯ FACEBOOK. ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВСЁ НАСЕЛЕНИЕ ИНДИИ И КИТАЯ

Крупнейшая в мире соцсеть – Facebook: в среднем 1,2 млрд человек пользуется им ежедневно, а за месяц число активных пользователей доходит до 1,86 млрд человек (данные на декабрь 2016 года) – это больше, чем все население Китая или Индии. Но если в 2004 году Facebook начинался как способ познакомиться с девушками в университете, то теперь соцсети меняют устройство целых бизнесов. Тем, что банки анализируют данные соцсетей, чтобы оценить платежеспособность потенциальных заемщиков, а потребительские бренды создают сообщества вокруг своих товаров и услуг, уже никого не удивить.

Едва ли не самый наглядный пример – трансформация фэшн-ритейла. 92 % американских подростков выходят в сеть каждый день, а 24 % находятся онлайн «почти постоянно», писало в 2016 году профессиональное издание Business of Fashion (BoF), ссылаясь на данные Pew Research Center. «Вся жизнь поколения Z в том, что, если чего-то нет в соцсетях,  этого не было. Впечатления для них намного важнее, чем товары, которые они приобретают», – цитирует BoF Марси Мерриман, управляющего директора Ernst&Young, которая курирует рост и инновации в ритейле. «Для поколений, выросших до Facebook и Snapchat, мода была социальным эликсиром: если ты надел правильный бренд, это могло сделать тебя крутым. Сегодняшние тинейджеры живут в соцсетях, и их социальный капитал построен на впечатлениях. Они не хотят покупать вещи, они покупают впечатления, а товары получают бонусом»,  – пишет BoF. Это заставляет традиционных офлайн-ритейлеров трансформировать свои магазины в места, где можно получить впечатления – такие, чтобы собрать лайки. Ирландская сеть Primark, например, предложила покупателям выкладывать в соцсетях фотографии покупок со специальным хэштегом – картинки транслируются на экранах в магазинах сети – а также оснастила магазины бесплатным вайфаем и увеличила размер примерочных так, чтобы в них было удобнее делать селфи, пишет BoF.

10млрдРОЛИКОВ СМОТРЯТ В ДЕНЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ SNAPCHAT

Другой пример – трансформация традиционных медиа под влиянием соцсетей и мессенджеров. Так, телевидение рискует проиграть часть своих рекламных бюджетов. Ежедневно порядка 160 млн пользователей Snapchat, мессенджера для обмена видео, смотрит 10 млрд видеороликов, снятых самими пользователями или загружаемых знаменитостями, теле- и киностудиями. Рекламные ролики длиной 10 секунд в приложении включаются во все видеоистории длиной 1-2 минуты  –  по сути, как рекламные паузы на ТВ. Правда, в отличие от телевизионной рекламы, ролики в мессенджере легко можно пропустить, так что там работает только оригинальная и интересная реклама.

Но и сами соцсети вынуждены конкурировать за пользователей не только между собой, но и с мессенджерами. Аудитория четырех крупнейших сервисов сообщений (WhatsApp, Facebook Messenger, WeChat и Viber) в 1 квартале 2015-го впервые превысила аудиторию четырех крупнейших соцсетей (Facebook, Twitter, LinkedIn и Instagram), и с  тех пор разрыв увеличивается. Если на первом этапе чат-революции игроки были сфокусированы на росте, то теперь они сосредоточатся на развитии услуг внутри своих сервисов и монетизации аудитории, указывают аналитики Business Insider (BI). Крис Мессина, занимавший ведущие посты в разработке Uber и Google, в конце 2015-го написал, что ближайшие годы будут годами «разговорной коммерции» (conversational commerce): компании будут общаться с клиентами через чаты и мессенджеры, причем это будут делать не только живые сотрудники, но и боты. Служба поддержки, персональные рекомендации, обзоры новинок, наконец, сам процесс покупки, в том числе подтверждение заказов и уведомление о доставке, – все это будет происходить в мессенджерах, прогнозирует Мессина.

3,6млрд человекТАКОЙ БУДЕТ АУДИТОРИЯ МЕССЕНДЖЕРОВ К 2018 ГОДУ

Один из первых примеров «разговорной коммерции» реализовал как раз Uber, когда там работал Мессина: сервис внедрил возможность заказать такси из чата Facebook, не переходя в приложение. Дэн Мориарти, директор по цифровой стратегии сети отелей Hyatt, приводил Wired реальные примеры общения с клиентами через чат: путешественник из Чикаго в чате сообщил адрес, по которому у него назначена встреча, и попросил забронировать номер на определенную дату, а гость в Германии просил доставить ему в номер дополнительное одеяло. «Медиакомпании и продавцы товаров и услуг, в частности Facebook и Twitter, пока еще инвестируют больше времени и ресурсов в соцсети, чем в мессенджеры. Эта ситуация изменится, как только мессенджеры выстроят систему сервисов и дадут брендам, медиа и рекламодателям больше возможностей для доступа к пользователям», – пишет BI. По прогнозу WSJ, к 2018 году аудитория мессенджеров будет уже 3,6 млрд человек – в полтора раза больше, чем соцсетей.

Другой важный тренд – использование соцсетей и мессенджеров для корпоративных целей, в том числе коммуникации между сотрудниками. К 2019 году рынок корпоративных соцсетей составит $3,5 млрд, ожидает IDC. В 2015 году Facebook запустил свою корпоративную платформу Facebook at work. Издание Wired иронизировало, что это официальное признание того, что и так происходит: сотрудник проводит все рабочее время в Facebook. Корпоративные чат-платформы объединяют сразу несколько технологий: не только мгновенные сообщения, но и групповые чаты, обмен файлами, видеосвязь – все, что может понадобиться для коммуникации внутри рабочей группы.Три главных игрока на этом рынке Skype for Business, Google Hangouts и Slack. И хотя пока королевой корпоративных коммуникаций остается электронная почта (ее используют в 98 % компаний, и 52 % не верят, что что-нибудь способно ее заменить в ближайшие три-пять лет),  чат-платформами уже пользуются 42 % компаний всех размеров, причем среди предприятий, у которых больше 500 сотрудников, они еще популярнее – 53 % (компания Spiceworks в декабре 2016 года опросила 448 IT-руководителей компаний разного размера из Северной Америки, Европы, с Ближнего Востока и из Африки). Рост популярности бизнес-чатов связан с увеличением числа фрилансеров и изменением всей структуры рынка труда по мере развития технологий, указывает Accenture. Но распространение корпоративных платформ в сочетании с ростом числа удаленных сотрудников, которые к тому же часто пользуются собственной техникой, создает риски для безопасности данных.

42%КОМПАНИЙ ВСЕХ РАЗМЕРОВ ПОЛЬЗУЮТСЯ ЧАТ-ПЛАТФОРМАМИ

Азиатские мессенджеры идут по пути сбора внутри максимального количества возможных сервисов. Самый яркий пример – китайский WeChat, запущенный в 2011 году компанией Tencent. В третьем квартале 2016 года у WeChat было 846 млн активных пользователей в месяц, причем за год эта цифра увеличилась почти на 200 млн. В 2015 году WeChat создал City Services («Городские сервисы») –  платформу, включающую едва ли не все, что может понадобиться человеку: возможность записаться на прием к врачу, заказать такси, сообщить о происшествии в полицию, купить авиабилет или билет в кино, заказать доставку еды и так далее. Из-за этого некоторые приравнивают WeChat к мобильной операционной системе. Внутри него «зашиты» более 10 млн официальных аккаунтов банков, медиа, аптек, клиник, звезд и т. д., на которые пользователи могут подписаться. В результате в Китае стартапы часто сначала запускают приложение на платформе WeChat и только потом разрабатывают собственное. Помимо официальных аккаунтов, в WeChat есть кошелек, позволяющий пользоваться услугами одобренных провайдеров (это стимулирует людей вносить в мессенджер платежные данные). Компания уже экспериментирует с платежами офлайн,  например, по QR-кодам, а в январе 2017 года запустила магазин приложений по аналогии с AppStore и PlayMarket. WeChat решает сразу несколько проблем: от отсутствия необходимости переключаться между приложениями до простого сокращения нужного под все эти сервисы объема памяти. Мессенджер охватывает вообще всю интернет-активность пользователя: ему уже не нужен онлайн-магазин или сайт доставки еды. Хотя установка приложения бесплатна, средняя выручка WeChat с пользователя составляет $7 – в 7 раз выше, чем у самого популярного в мире WhatsApp. Примерно половину выручки дают игры, второй главный драйвер – электронная коммерция (WeChat получает комиссию при покупках через официальные аккаунты).

846млнАКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В МЕСЯЦ БЫЛО В ТРЕТЬЕМ КВАРТАЛЕ 2016 ГОДА У WECHAT

На игровой платформе Steam набирает обороты BigScreen – социальная VR-технология: она позволяет проводить время с друзьями или незнакомцами и видеть все, что происходит на экранах их реальных компьютеров. Можно играть, смотреть вместе кино или работать над проектами. Бета-версия появилась в марте 2016 года. Правда, быстро дали о себе знать слабые места системы: журналист The Verge при тестировании оказался свидетелем просмотра другим пользователем недопустимого видео. Это один из вызовов, с которыми придется столкнуться социальным VR-сетям.

Как и со многими другими технологиями, одна из главных проблем, которая волнует пользователей, – безопасность. В январе этого года GlobalWebIndex опубликовали результаты опроса среди интернет-пользователей в возрасте от 16 до 64 лет. 61 % из них отметил, что их беспокоит вопрос конфиденциальности собственных данных. Опрос, который в конце 2015 года провело Society for Human Resource Management, показал: 84 % организаций использовали социальные сети для поиска потенциальных сотрудников, а 27 % проверяли их личные страницы в социальных сетях, как правило, чтобы получить больше информации о кандидате или проверить данные из его резюме. Даже такая практика потенциально влечет за собой проблемы: например, компания таким образом может выяснить расу, пол или даже сексуальную ориентацию кандидата.

Еще одна характеристика популярных соцсетей, которая многим кажется несправедливой, – то, что контент создают пользователи, а деньги получает сеть, одновременно зарабатывая на данных владельцев аккаунтов. В связи с этим родилась идея децентрализованных социальных сетей на базе blockchain. Один из примеров –  Yours, запущенный бывшим главным инженером по криптовалютам Reddit Райаном Чарльзом: пользователи могут «голосовать» за контент, за каждый «голос» они платят небольшую сумму, которая распределяется между создателем контента и другими «проголосовавшими» за него. Таким образом, создается стимул для поддержки наиболее качественного контента. В основе лежит Bitcoin, а команда Yours построила «вторым слоем» протокол на основе умных контрактов (smart contracts), позволяющий проводить сделки.

Мнение:
Юрий Наместников
Руководитель российского исследовательского центра «Лаборатории Касперского»

Когда мы говорим про киберугрозы, связанные с ритейлом сегодня, то в первую очередь на ум приходит три вещи: покупки с помощью краденных банковских карт, атаки на POS-терминалы, которые как раз позволяют эти карты в большом количестве украсть, и атаки на ИТ-системы и бухгалтерию самого магазина. Положение дел с кибербезопасностью в ритейле сейчас нельзя назвать безоблачным: вследствие атак на POS-терминалы крупной торговой сети в США Target три года назад было скомпрометировано более 40 млн платежных карт, объем несанкционированных операций с использованием платежных карт, выданных на территории РФ, в 2015 году составил более 1,14 млрд руб., из них порядка 30 % приходится на торговые организации, ну а ситуация с зашифрованным компьютером бухгалтера или выведенными со счета предприятия деньгами знакомы многим предпринимателям России.

Очередной виток развития розничной торговли естественным образом повлечет за собой появление новых методов незаконного отъема денег как у самих магазинов, так и у покупателей. Торговые компании вкладывают огромные деньги в развитие методов удобного совершения покупки.

Одно из бурно развивающихся направлений – упрощение оплаты, которая сейчас все чаще происходит не деньгами или картой, а с помощью смартфонов и часов. Практически одновременно с повсеместным внедрением нового метода оплаты появились вредоносные программы, маскирующиеся под платежные приложения, например под тот же Google Wallet (который сейчас превращается в Android Pay). При этом пользователи с точки зрения безопасности просто не были готовы к такому повороту событий: все привыкли защищать компьютер от вирусов, а бумажник держать поближе к телу, а тут раз – и у многих бумажник перекочевал в еще незащищенный смартфон, чем и воспользовались мошенники.

Следующий логичный шаг в этом направлении – оплата с помощью биометрических данных.

Вот тут остро встает вопрос сохранности биометрии и привязанной к ней цифровой личности, ведь если данные карты мы еще хоть как-то прячем от чужих глаз, то биометрия всегда выставлена напоказ, особенно если вы любите фотографироваться. Уже сейчас есть методы обхода биометрических систем с помощью записанного видео и голоса, а копии отпечатков пальцев уже возможно сделать. Тут в игру вступает вопрос дизайна, или, если угодно, грамотной архитектуры системы безопасности платежей: как сегодня в компьютерных системах защиты не полагаются на один слой защиты, так и биометрические системы необходимо строить с учетом использования дополнительных факторов, характеризующих поведение цифровой личности, таких как используемые приложения, посещаемые сайты, местоположение магазина, покупателя, сумма покупок, время покупки и т. д.

При появлении отклонений в поведении система безопасности может потребовать верифицировать транзакцию каким-либо дополнительным способом, например голосом, или вовсе отклонить ее, если это явное мошенничество.

Волна атак на ИТ-системы магазинов с целью хищения данных покупателей и кражи денег со счетов компаний заставила владельцев торгового бизнеса по новой взглянуть на ситуацию и заняться защитой своей сети. Если сейчас конкуренты заказывают DDoS-атаки на сайты магазинов в предпраздничные дни, то с более глубоким проникновением ИТ-систем в офлайновый ретейл и с роботизацией процесса продаж, подобные атаки могут стать куда более серьезной проблемой, т.к. остановятся не только онлайн, но и офлайн продажи, т.е весь бизнес целиком.

Не стоит забывать, что ИТ-система защищена настолько хорошо, насколько защищено ее наиболее слабое звено.

Появление подключенных умных устройств (камеры, считывающие лица; помощники, выполняющие команды покупателей) и роботов в магазинах, которые сейчас, опять же, в большинстве своем не используют каких-либо серьезных механизмов защиты (если вообще использует хоть какие-то), открывают новые бреши в безопасности, а соответственно и бизнес-процессы становятся более уязвимыми. Это тот самый случай, когда система управления роботами на складе или роботизированные кассы должны быть построены на изначально безопасной программной платформе, такой как Kaspersky OS, где злоумышленникам by-design что-либо несанкционированное сделать невозможно.

В истории с логистикой все очень интересно с точки зрения безопасности: здесь есть практически океан возможностей как для атакующих, так и для защитников.

Развитие доставки дронами останавливает не только незрелость законодательной системы, но и опасения с точки зрения кибербезопасности. И эти опасения не беспочвенные: известно много техник перехвата управления дроном, в том числе с помощью уязвимостей в его программном обеспечении. Представьте себе, как ваша только что заказанная горячая пицца приземляется не у вас под дверью, а где-то в четырех кварталах, а деньги списываются с вашей карты, согласитесь – не очень радужная перспектива, особенно если пиццу заменить на дорогой гаджет или украшение. Однако и здесь если изначально предусмотреть безопасность на этапе создания архитектуры системы, то многие риски можно будет значительно снизить: Cloud Security Alliance and Securing Smart Cities, в который входит «Лаборатория Касперского», выпустил документ, где собраны рекомендации по созданию систем управления дронами, чтобы избежать киберинцидентов. Осталось дело за малым – чтобы рекомендациям следовали производители систем управления дронами. Как видите, нас ждет прекрасное будущее, когда манекены улыбаются и общаются с вами, а в магазине играет музыка, которая нравится именно вам, да и выбор вещей становится все удобнее, не говоря уже о моменте расставания с деньгами. Продуманная кибербезопасность, которая изначально заложена в дизайн систем, и личная цифровая грамотность позволят сохранить деньги как владельцев магазинов, так и покупателей. Причем важно, чтобы защищены были все элементы торговой системы от платформы, на которой работают роботы на складе, касс и дронов до гаджетов покупателей и отпечатков нашей цифровой личности.

Мнение:
Сергей Ложкин
Старший антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского»:

Сфера кибермедицины в последнее время занимает умы многих исследователей безопасности по всему миру. И действительно, технологии удаленной диагностики и других видов медицинской активности за последние годы вырвались далеко вперед. Томографы, рентген-аппараты, устройства ультразвуковой диагностики и даже аппараты по удаленному проведению хирургических операций – роботы –ассистенты хирургов, они являются полнофункциональными мощными компьютерами со своими операционными системами, приложениями и подключением к сети Интернет.

Поэтому информационная безопасность этих устройств является приоритетной, так как от нее может зависеть жизнь и здоровье пациентов.

Подобные аппараты являются очень интересным объектом для атаки хакера-злоумышленника. Современные медицинские аппараты стоят очень дорого и, например, удаленный взлом томографа и внесение изменений в управляющий компьютер либо в прошивку могут просто вывести его из строя, что может привести к большим убыткам для клиники или госпиталя. Также существует риск намеренного изменения функционала аппарата, что ведёт к получению неправильных диагностических данных, а как следствие – к неправильному лечению и усугублению состояния пациента. Также для злоумышленника могут являться ценными персональные данные пациентов, которые хранятся на медицинских аппаратах, – диагнозы, история болезни и т. д. – эти данные также можно использовать в различных целях. Ну и совсем, на первый взгляд, фантастический, а на самом деле вполне реальный сценарий – взлом устройства удаленного оперативного вмешательства, когда хакер может получить контроль над устройством во время проведения операции и нанести непоправимый вред своим взломом или спровоцировать смерть пациента.

Уже в 2016 году стали известны по крайней мере три случая в США (Kentucky Methodist Hospital, Chino Valley Medical Center и Desert Valley Hospital, California), когда злоумышленники заражали внутреннюю сеть клиник и госпиталей программами-шифровальщиками.

Все данные в клинике, включая медицинские карты, были зашифрованы. Это вынудило руководство медицинского учреждения немедленно выплачивать киберпреступникам миллионы долларов за расшифровку – ведь от доступности этой информации зависит здоровье пациентов, и времени на поиск ключа и расшифровку может просто не быть. К сожалению, производители подобных устройств не всегда заботятся об обеспечении полной информационной безопасности. Основную ставку они делают на уникальный технический медицинский функционал, зачастую забывая о кибербезопасности, не уделяя должного внимания защитным решениям и методам. Нередко используются устаревшие версии операционных систем, сами медицинские приложения не обновляются или процедура обновления представляет довольно сложный процесс. Поэтому такие устройства зачастую остаются уязвимыми, и информация о взломах последнее время всё чаще и чаще появляется в СМИ. В течение нескольких лет кибермедицину ждет взрывной рост и область информационной безопасности этих устройств должна стоять на одном из первых мест как для производителей, так и для регулирующих и сертифицирующих организаций.

Мнение:
Денис Макрушин
Антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского»

Любое технологическое развитие и перемещение значительной части нашей повседневной активности в онлайн также ведет за собой развитие киберугроз. Преступники, которые постоянно находятся в погоне за быстрой прибылью, прекрасно понимают, что популярность и развитие соцсетей, мессенджеров и прочих веб-сервисов, а также их интеграцию с бизнес-процессами можно использовать для кражи денег, получения доступа к ценной персональной или корпоративной информации, вымогательства в обмен на доступ к данным и т. д.

Другими словами: цели киберпреступников не меняются, но с переходом жизни в онлайн меняются методы и технологии атак.

Использование соцсетей и мессенджеров для корпоративной коммуникации вынуждает бизнес строить доверительные отношения с третьей стороной – разработчиком соцсети и мессенджера – и рассчитывать на то, что этот партнер надежно хранит данные (учетные записи пользователей, переписку и т. п.) и защищает свою инфраструктуру. В свою очередь, злодей также понимает, что теперь ценные корпоративные данные хранятся не только на тех компьютерах организации, которые надежно защищены и находятся в офисе компании, но информация переносится на личные устройства и аккаунты сотрудников. А это означает, что однажды взломанный персональный аккаунт в соцсети сотрудника какой-нибудь компании теперь может нанести не только репутационный вред самому сотруднику, но и затронуть саму организацию.

Таким образом, размывается периметр корпоративной сети и обеспечивать информационную безопасность становится все сложнее, ведь нужно контролировать каждого участника информационного обмена.

Повседневная деятельность, которая постепенно переходит онлайн (например, запись на прием к врачу, отправка сообщения в полицию, заказ такси), открывает новые возможности для мошенников. К примеру, подделка онлайн-запроса в полицию может нарушить процесс таким образом, что настоящий запрос от реального пользователя, находящегося в опасности, просто не дойдет до полицейских, а те, в свою очередь, будут тратить свои ресурсы на обработку запросов от мошенника. Или же другой сценарий: злоумышленник крадет учетные данные жертвы и от ее имени осуществляет отправку запросов в полицию, запись к врачу или любое другое действие, которое доставит хлопот обрабатывающей его стороне. Переход традиционных медиа в соцсети открывает не только новые каналы доставки контента до потребителя, но и новые потенциальные источники для дезинформации. Так, например, взлом официального аккаунта какого-либо СМИ и последующее размещение фальшивой новости приводят не только к репутационным потерям издания, но и могут повлиять на объект этой новости, к примеру спровоцировать изменение биржевого курса активов компании.

Кроме того, страницы популярных онлайн-СМИ все чаще сами становятся объектом атак: злоумышленники незаметно размещают на страницах вредоносный код, который может заражать уже читателей издания.

Переход жизнедеятельности в онлайн требует не только обеспечения безопасности всех процессов и ресурсов, которые предоставляет сервис и которые упрощают пользователям и организациям существование. Но также необходимо обучение самого пользователя навыкам личной безопасности при работе онлайн. К сожалению, вторая задача по-прежнему остается нетривиальной, так как требует ответственности и активного вовлечения самого пользователя.

Решения для крупного бизнеса «Лаборатории Касперского»
Защита банкоматов и POS-систем
Решения для крупного бизнеса «Лаборатории Касперского»
Защита центров обработки данных
Решения для крупного бизнеса «Лаборатории Касперского»
Контроль и защита рабочих мест