Персонификация шопинга
С развитием технологий привычные для нас физические магазины столкнулись с тем, что собрать массу товаров в одном месте и предоставить их на выбор уже не так ценно для покупателя, как 30 или 40 лет назад.
Теперь магазины ищут способы стать для покупателя более ценными, например позволяя ему получить новый «цифровой» опыт. Так, с 2015 года посетители флагманских магазинов марки спортивной одежды The North Face в США могут с помощью шлема виртуальной реальности прогуляться по национальному парку Йосемити в Калифорнии. Объединив усилия с компанией виртуальной реальности Jaunt, производитель помещает покупателя в обстановку, побуждающую его купить новую куртку или кроссовки. А мобильное приложение Visual Artist, которое выпустили сеть магазинов косметики Sephora и канадская компания ModiFace (занимается компьютерным распознаванием лиц), позволяет покупательницам в виртуальном режиме «примерять» оттенки помады и моментально видеть результат на экране смартфона.
Привычные офлайн-магазины будут для покупателей все более «личными». Многие ритейлеры, например универмаги Macy’s в США, уже используют технологию, которая взаимодействует со смартфоном клиента, предлагая ему индивидуальные скидки или спецпредложения, когда он заходит в магазин. В ближайшие годы общаться с покупателями станут даже пластиковые манекены: британский стартап Iconeme уже начал добавлять в них чипы VMBeacon, которые позволят моментально увидеть на смартфоне цены и характеристики одежды, в которую наряжен манекен.
Другое направление персонализации – расширение линейки размеров и усиление индивидуализации одежды и обуви. Например, американский стартап Stantt отсканировал в 3D тела двух тысяч мужчин и на этой основе разработал 75 разных размеров мужских сорочек. По словам основателей, с этой технологией 95% мужчин смогут подобрать себе идеально сидящую рубашку без необходимости переплачивать за индивидуальный пошив. Продавцы обуви с помощью 3D-сканирования стопы смогут устраивать для клиентов виртуальные примерки, которые будут по эффективности вполне сравнимы с реальными. Разработкой сканеров и программ для этого занимается уже не один стартап, в том числе и российско-ирландский TryFit.
Примерочные тоже становятся «умными»: бренд одежды Rebecca Minkoff в партнерстве eBay, например, уже оснащает кабинки сенсорами, позволяющими отслеживать, что клиенты приносят в примерочную и что из этого в итоге покупают. Через тачскрины в таких примерочных покупатели могут в один клик заказать другой цвет или размер понравившейся модели без необходимости контактировать с продавцом-консультантом.
Правда, неизвестно, останется ли в привычных примерочных смысл, их, возможно, полностью вытеснят виртуальные аналоги. Так, проект VRetail от маркетингового агентства SapientNitro и платформы виртуальной реальности Sixense помещает пользователя в виртуальную примерочную, где его трехмерный аватар может не только примерить одежду или обувь не менее эффективно, чем в жизни, но и обсудить возможную покупку с близкими и друзьями.
Без касс и очередей
Главное, к чему предстоит готовиться покупателям, – магазины будут знать каждого в лицо. Благодаря технологиям компьютерного зрения покупателей можно будет идентифицировать прямо на входе в магазин, а оплату за покупки списывать с его карты. Первый крупный магазин, построенный по такому принципу, − Amazon Go, он открылся для тестирования сотрудниками компании в конце 2016 года, а в 2017-м должен принять первых покупателей.
Как утверждает Amazon, для создания магазина использовались технологии машинного обучения и компьютерного зрения, а также множество сенсоров. При входе в магазин клиент прикладывает к турникету смартфон с мобильным приложением, а дальнейшие действия система распознает сама. Взяли товар с полки – он появился в вашей виртуальной корзине, передумали и вернули его на полку – все исчезло. Магазин идентифицирует пользователя либо по лицу, либо по перемещению мобильного телефона в помещении. При выходе из магазина приложение будет списывать деньги за купленные продукты с карты, привязанной к аккаунту Amazon.
Ритейлеры уже много лет используют RFID-метки, позволяющие не только торговать без касс, но и управлять запасами товаров в магазинах и сообщать поставщикам в реальном времени, как идет торговля. Самый, пожалуй, известный кейс внедрения RFID-меток в российском ритейле – обязательная маркировка шуб, введенная в 2016 году. NFC-метки теперь позволяют ритейлерам показывать покупателям подробную информацию о товаре на их мобильных устройствах (такие, например, использует французская продовольственная сеть Casino), а «умные полки» и системы видеоаналитики – измерять реакции и эмоции покупателей и предлагать товар с учетом этих данных.
В продуктовых магазинах – сегменте, с которым покупатели сталкиваются чаще всего, – офлайн тоже будет все теснее срастаться с онлайном. Тот же Amazon работает над новой концепцией продуктового магазина, где пользователи могли бы заказывать еду онлайн, выбирать удобный им 15-минутный промежуток времени для того, чтобы забрать ее, а затем получать пакеты с покупками на выбранном месте парковки, не выходя из машины или пройдясь за товарами пешком к ближайшему окошку выдачи, где заодно можно будет немного поболтать с продавцом, – это, как предполагает ритейлер, тоже может стать преимуществом, ведь возможностей для невиртуального общения у людей становится все меньше.
В американском Starbucks уже можно заказать и оплатить кофе заранее через приложение. Тогда, придя в кофейню, нужно будет только забрать готовый напиток. Грань между офлайн- и онлайн-коммуникацией с потребителями становится все менее заметной: теперь выбирать товары покупатель может в приложении на экране планшета, находящегося в магазине. Все это заставляет ритейлеров не только делать функциональнее и удобнее сами мобильные приложения и сайты, но и менять устройство физических магазинов: многие отраслевые эксперты полагают, что в будущем магазины станут занимать все меньше площади: больше не нужны будут, возможно, ни громоздкие торговые залы, ни витрины, ни складские площади, ведь прогнозировать покупки ритейлеры и их поставщики с каждым годом будут все лучше.
Еще одно направление изменений – сервисы по доставке продуктов на дом будут быстрее и дешевле. Так, Amazon в ноябре 2016-го снизил до $15 цену подписки на сервис Fresh, зеленые грузовички с символикой которого доставляют свежие продукты на дом по заказу клиента. А $2-миллиардный стартап InstaCart по доставке продуктов, выбранных пользователем через мобильное приложение, в сентябре 2016 года продал долю американскому продовольственному гиганту WholeFoods.
Логистика
Со временем электронная торговля просто станет основным видом ритейла, считает китайский магнат, основатель Alibaba Group Джек Ма. «Мы ожидаем появления полностью переделанной индустрии ритейла, которая станет возможной благодаря интеграции онлайна, офлайна, логистики и данных в рамках одной стоимостной цепи», – написал Ма в письме акционерам Alibaba в октябре 2016 года.
72часаЗА ЭТО ВРЕМЯ УЖЕ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ ВАМ МОЖНО БУДЕТ ДОСТАВИТЬ ЛЮБОЙ ТОВАР ИЗ ЛЮБОЙ ТОЧКИ МИРА
Ключевую роль в этом процессе сыграют изменения в логистике, которые становятся возможными с развитием технологий. Во многом благодаря эффективной логистике Китай стал мировым коммерческим хабом, где объем электронной торговли к 2020 году достигнет $1.1 трлн. Как говорил Ма на Петербургском экономическом форуме в 2016 году, уже через 10 лет любой товар из любой точки мира можно будет доставить вам в течение 72 часов. Это станет реальностью с появлением новых, ускоренных транспортных средств, с возможностью доставки посылок дронами или использованием летающих и движущихся роботов на складах, что позволит сэкономить время и ресурсы. Да и склады могут исчезнуть, во всяком случае, именно такую задачу ставит перед собой Джек Ма, чтобы сократить цепочку доставки товара от производителя к потребителю. Это должно уменьшить время между заказом товара и его получением и сделать онлайн-шопинг практически таким же быстрым, как традиционный.
Во многом этот процесс ускорит появление беспилотных грузовиков, которые в ближайшие десять лет могут вытеснить с рынка 1,7 млн американских дальнобойщиков. В октябре 2016 года самоуправляемый грузовик совершил первую автоматическую доставку: привез 50 тыс. банок пива, проехав 190 км по штату Колорадо. Водитель все это время был за рулем для подстраховки, но переключился в режим автопилота, едва выехав на шоссе. Этот вид доставки станет коммерческим в ближайшие несколько лет, а вот транспортировка товара дронами пока буксует, причем одновременно из-за технологических проблем и законодательных препон. С одной стороны, летающие беспилотники страдают от малой длительности работы аккумулятора, которые пока не имеют достаточной мощности, чтобы поднимать тяжелые грузы и удерживать их в воздухе длительное время. С другой – регуляторы пока не разрешают автономное использование дронов в отсутствие правовой базы и утвержденных норм безопасности.
50тысячБАНОК ПИВА ПЕРЕВЁЗ В ОКТЯБРЕ 2016 ГОДА САМОУПРАВЛЯЕМЫЙ ГРУЗОВИК VOLVO КОМПАНИИ OTTO. ЭТО БЫЛА ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ПЕРЕВОЗКА КОММЕРЧЕСКОГО ГРУЗА БЕЗ ВОДИТЕЛЯ
Тем временем автоконцерн Daimler пытается совместить две технологии: в сентябре 2016 года Mercedez-Benz Vans инвестировала в стартап по разработке беспилотников Matternet, совместно с которым разработала сконструировала электрический грузовик будущего, на его крыше размещается площадка для автономных дронов, способных разносить посылки весом до 2 кг на расстояние до 19 км на одном и том же заряде батареи.
Переход на беспилотники и внедрение других технологий займут еще какое-то время, но уже ясно, что в итоге весь процесс шопинга изменится до неузнаваемости: с одной стороны, он практически исчезнет в качестве самостоятельной активности, с другой – упростится настолько, что мы постоянно будем совершать покупки, практически не отвлекаясь от других занятий. Например, понравившееся платье или предмет мебели, увиденный в фильме или на картинке в Pinterest, можно будет купить в один клик даже без перехода на сайт производителя. Онлайн-транзакции станут полностью автоматическими и не будут требовать ввода номера карты, тем самым делая процесс шопинга все более «прозрачным» и легким для клиента. Это может увеличить риски и взлома аккаунта пользователя, и так называемого угона личности, но и здесь на помощь придет автоматизация: компьютер, в частности, будет принимать решение на основе целого ряда данных о покупателе, в том числе с помощью отпечатков пальцев и распознавания лиц. Ритейлеры смогут отдавать вопросы недобросовестных покупок и возврата платежей на аутсорс технологическим компаниям, а сами будут фокусироваться на увеличении продаж и улучшении взаимодействия с клиентами.