Технологии, Меняющие мирМеняющие мир Меняющие мир Выберите раздел или путешествуйте от года к году Технологии, меняющие мир ТехнологииТехнологии Технологии Выберите раздел или путешествуйте от года к году Технологии, меняющие мир ИндустрииИндустрии Индустрии Выберите раздел или путешествуйте от года к году Технологии, меняющие мир ЧеловекЧеловек Человек Выберите раздел или путешествуйте от года к году Технологии, меняющие мир ДеньгиДеньги Деньги Выберите раздел или путешествуйте от года к году Технологии, меняющие мир ЖизньЖизнь Жизнь Выберите раздел или путешествуйте от года к году
Как будущее изменится благодаря технологиям
Подробнее
Технологии, Меняющие мир Меняющие мир Меняющие мир
Выберите интересующий вас раздел ниже или путешествуйте по временной ленте будущего в боковом меню
Технологии Технологии
Индустрии Индустрии
Человек Человек
Деньги Деньги
Жизнь Жизнь
2020
2019
2020
2027
2019 2020 2027
Безналичный мир
Безналичный мир
Блокчейн
К 2019 году будет накоплена критическая масса технологий, необходимых для массового внедрения блокчейна во многих отраслях

Распределённое доверие

1 декабря 2015 года в 3 часа по европейскому времени уроженцы Страны Басков Edurne Lolnaz (Эдурне Лольназ) и Mayel de Borniol (Майель де Борниоль) ввели в Интернете данные своих электронных удостоверений личности и получили электронное свидетельство о браке. «Нам не нужны ни государство, ни церковь, чтобы утвердить наш брак. Поэтому мы заключаем это соглашение перед лицом свидетелей, подтверждая блокчейном, под эгидой Bitnation (первая в мире виртуальная нация) и e-Estonia (первое в мире виртуальное гражданство)», − заявили молодожены. Гости смотрели церемонию бракосочетания на YouTube. Так в виртуальном пространстве Эстонии состоялась первая в мире свадьба, информация о которой была записана в официальном государственном реестре с применением технологии блокчейн.

Блокчейн позволяет записывать операции в цепочки отдельных единиц информации: в каждый блок данных встраивается контрольная сумма предыдущего блока, а блоки выстраиваются в связанную цепь, и невозможно ни изменить блок в ее середине, ни извлечь его. Реестр автоматически перезаписывается при каждом изменении и хранится в зашифрованном виде у всех участников. Именно децентрализация системы, как считается, делает ее защищенной от хакеров и мошенников.

Свободные деньги

В декабре 2016 года размер блокчейна крупнейшей на сегодня виртуальной валюты биткойн впервые превысил 100 Гб. В 2008 году человек, представившийся Сатоси Накамото, опубликовал описание платежной системы, в которой транзакции осуществлялись бы напрямую между участниками – так, чтобы ни у кого (ни у регуляторов, ни у налоговиков, ни у банков и т. д.) не было возможности их изменить, оспорить или отменить. В 2009 году был совершен первый перевод биткойнов – это стало первым случаем применения технологии блокчейна.

2016годРАЗМЕР БЛОКЧЕЙНА КРУПНЕЙШЕЙ НА СЕГОДНЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ БИТКОЙН ВПЕРВЫЕ ПРЕВЫСИЛ 100 ГБ

Ключевое свойство биткойна и других криптовалют в том, что они не принадлежат конкретной стране, а значит, неподконтрольны ни национальным регуляторам, ни другим госорганам. Товарообмен в такой системе, с одной стороны, прозрачен, а с другой − является анонимным: ни назначение сделки, ни имена ее участников не раскрываются, фиксируется лишь факт передачи денег между конкретными адресатами. Поэтому поначалу биткойн ассоциировался с не вполне легальными операциями вроде торговли наркотиками, оружием и порнографией.

Но из сферы интересов техногиков криптовалюты переместились в поле зрения крупного бизнеса: в 2013 году был создан первый публичный торгуемый биткойн-фонд Bitcoin Investment Trust, а банк Barclays начал принимать депозиты для биткойн-биржи. 27 февраля этого года курс биткойна на бирже CoinDesk поставил исторический рекорд - $1244,61.

Вместо нотариусов, банкиров и пиратов

Постепенно стало ясно, что перевод денег, минуя банки и платежные системы, – не единственное возможное применение описанного Накамото механизма. Блокчейн позволяет передавать и хранить любую информацию: от договоров и данных о праве собственности на недвижимость до указаний беспилотному автомобилю, куда доставить покупки, оплатив проезд по платным дорогам, и записей о приеме лекарств пациентами. «Прорыв заключается в том, что теоретически любая коммерческая операция в интернете может быть децентрализована и выведена из-под влияния контролирующих органов», − говорилось в статье «Революция Сатоси», которую в начале 2014-го опубликовало издание Business Insider.

Распределенный реестр, в котором есть информация обо всех транзакциях, − это «новый вид доверия», создаваемый блокчейном, считает обозреватель Bloomberg Дэвид Шипли. «Представьте, что все финансовые операции – от оплаты чеков до деривативов – есть в распределенном реестре. Каждый, включая регуляторов, может видеть опасности. Если крупнейший банк оказался в сложной ситуации, властям больше не нужно волноваться о жизненно важных платежах. Правительства смогут позволять крупным финансовым институтам разоряться, повышая рыночную дисциплину и упрощая регулирование», − рисует картину будущего Шипли.

В 2016 году в США было уже 1,2 млн обладателей биткойн-кошельков,  а Россия  с 200 000 кошельков  входила в пятерку лидеров. За пределами криптовалют первые проекты использования блокчейна были относительно простыми – вроде системы, позволяющей в реальном времени выбирать попутчика для автомобильных поездок (альтернатива Uber) или делать покупки у других частных лиц (альтернатива eBay). Но сторонники блокчейна описывают его едва ли не как «новый интернет» − коммуникационную среду, которая может изменить практически любую отрасль. E&Y приводит, например, сценарий для автомобильного сектора: блокчейн будет содержать информацию о владении автомобилем, финансировании, регистрации, страховке, ремонтах. Производителю больше не нужно продавать машину: ее можно поместить в общедоступный автопарк и получать долю дохода от использования каждый раз, когда кто-нибудь воспользуется автомобилем. Другой вариант – музыкальное и кинопиратство: произведение может быть опубликовано в сети, и каждый раз, когда кто-нибудь его послушает или посмотрит, система автоматически запишет информацию и заплатит авторам и исполнителям.

200тысячОБЛАДАТЕЛЕЙ БИТКОЙН-КОШЕЛЬКОВ НАСЧИТЫВАЛОСЬ В РОССИИ В 2016 ГОДУ

Блокчейн уже тестируют Nasdaq и Wal-Mart, а жители одного из пригородов Нью-Йорка с помощью блокчейна обмениваются электроэнергией, которую вырабатывают установленные на их крышах солнечные батареи. Российская платежная система Qiwi тестирует использование блокчейна в процессинге (она надеется, что это будет эффективнее, чем существующая инфраструктура, а значит, теоретически дешевле), а у WebMoney есть основанное на блокчейне решение для удаленной идентификации клиентов.

2016годСОСТОЯЛАСЬ ПЕРВАЯ РЕАЛЬНАЯ СДЕЛКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКЧЕЙНА В РОССИИ: АВИАКОМПАНИЯ S7 ЧЕРЕЗ АЛЬФА-БАНК РАСПЛАТИЛАСЬ С ОДНИМ ИЗ КОНТРАГЕНТОВ АККРЕДИТИВОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДВУХ СМАРТ-КОНТРАКТОВ В СИСТЕМЕ ETHEREUM

В 2016 году Barclays, израильский технологический стартап Wave и ирландский производитель молочной продукции Ornua провели первую в истории реальную операцию с использованием блокчейна. Аккредитив на $100 000 в обеспечение экспорта партии масла и сыра Ornua в адрес Seychelles Trading Company был проведен менее чем за четыре часа против обычных 7−10 рабочих дней. А в декабре 2016 года первая реальная сделка с использованием блокчейна состоялась и в России: авиакомпания S7 через Альфа-банк расплатилась с одним из контрагентов аккредитивом с использованием двух смарт-контрактов в системе Ethereum.

Регуляторы приглядываются

Вам больше не нужно доверять человеку или организации – только математической системе, говорил на конференции журнала Wired в 2016 году Арвинд Кришна, директор по исследованиям IBM: вы можете делать бизнес с людьми, которых никогда не видели, не опасаясь, что они попробуют вас обмануть.

Сегодня национальные регуляторы – от Китая и Филиппин до России – наперебой говорят, что изучают возможности, которые дают криптотехнологии. В России при участии ЦБ создан собственный консорциум для изучения и внедрения блокчейна, облачных технологий, систем big data и других инноваций, а также их нормативно-правового регулирования.

Но еще пару лет назад предупреждали – это были в основном регуляторы − об опасностях криптовалют. Главное, что не нравится властям – отсутствие идентификации пользователей, то есть анонимность виртуальных денег, из-за которой их проще, чем обычные, использовать для финансирования нелегальной деятельности и отмывания сомнительных доходов. Среди других рисков криптовалют чиновники, участники рынка и эксперты перечисляют необеспеченность биткойна реальными активами (из-за чего его курс подвержен сильным колебаниям), невозможность отмены платежей, хакерские атаки.

Для блокчейна же в целом главные проблемы – нерешенность вопросов регулирования и налогообложения; совместимость стандартов и протоколов блокчейнов, которые будут применяться в каждой из индустрий; защита данных от утечки и возможная нестабильность и замедление работы системы по мере удлинения блокчейна, которые могут создать риски при промышленном применении.

Безналичный мир
Уже к 2020 году доля наличных платежей в Швеции составит 0,5%

Шведские церкви принимают пожертвования в электронном виде, больше 40% ВВП африканской Кении ежегодно проходит через приложение, позволяющее частным лицам переводить деньги друг другу, а в Китае на человека приходится в среднем 3,28 пластиковые карты. И это только начало пути к миру, в котором не будет монет и купюр.

Швеция – европейский пионер в переходе к «безналичному обществу». По данным национального центрального банка, в прошлом году на операции с наличными здесь пришлось только 2% от всех платежей, а к 2020 году эта доля должна сократиться до 0,5%. В магазинах на наличные приходится 20% транзакций – вполовину меньше, чем пять лет назад. 900 из 1600 банковских отделений не работают с наличными. Тут невозможно за наличные купить билет на автобус или метро, магазинам законодательно разрешено не принимать кэш и даже бездомные продадут вам газету, воспользовавшись мобильными деньгами. Похожая ситуация и в соседних Дании, Норвегии, Исландии. Крупнейший банк Норвегии DNB ещё три года назад выступил с отрытым призывом отказаться от наличных.

Без микробов и карманников

За пределами Скандинавии позиции наличных денег пока еще сильны. Но в Великобритании, например, в 2015 году электронные платежи уже обошли наличные (на них пришлось только 48% от всех транзакций физических и юридических лиц) и 4,4% британцев уже говорят, что редко используют бумажные деньги. Консалтинговая компания Javelin Strategy and Research ожидает, что уже в 2017 году наличными будут расплачиваться не больше 23% покупателей. В России за 2015 год, по данным MasterCard, на 16 п.п. снизилось количество граждан, готовых платить только наличными, – до 38% по сравнению с 54% годом раньше. В Китае переход к электронным платежам был похож на лавину: ещё в 2009 году больше двух третей всех покупок даже в интернет-магазинах оплачивалось наличными после доставки товара, сегодня же мобильные платежи составляют больше 70% всех транзакций электронной коммерции. И все же 85% покупок в мире все еще совершается за наличные.

85%ПОКУПОК В МИРЕ ВСЁ ЕЩЁ СОВЕРШАЕТСЯ ЗА НАЛИЧНЫЕ

Наличные деньги собирают микробы (авторы одного из американских исследований даже называют 100-долларовые купюры, обращающиеся в Нью-Йорке, чашкой Петри) и привлекают карманников. Кроме того, они дороги в обслуживании: государства тратятся на то, чтобы напечатать купюры и монеты, бизнес – на то, чтобы их принимать и инкассировать, банки – на физическую безопасность. Более серьезные аргументы против наличных – потенциальное финансирование терроризма, отмывание денег, нелегальные денежные потоки и само существование черного рынка. Вряд ли отказ от бумажных денег остановит криминалитет и уход от налогов, признал недавно один из главных сторонников «безналичного общества» профессор Гарварда экономист Кеннет Рогофф в колонке в Boston Globe. Но это «заставит подпольную экономику пользоваться более рискованными и менее ликвидными способами платежей», говорит он.

Разговоры о скорой смерти наличных денег возникают почти каждый раз после появления революционной технологии. Так, в Европе число бесконтактных платежей – в одно касание, через считывание кода на карте, телефоне, умных часах и т. д. – выросло за год, по данным MasterCard, на 150%. Инновации повышают долю безналичных платежей и делают их все менее видимыми для потребителя, указывали в 2016 году эксперты Всемирного экономического форума (WEF).

Невидимые покупки

Эксперты Давосского форума выделяют четыре направления платежных инноваций на ближайшие годы: мобильные платежи (кошельки и платежные системы), интегрированные платежные системы (приложения для мобильных заказов и оплаты, приложения для шопинга), потоковые платежи (в том числе с географической привязкой и между устройствами (m2m)) и развитие систем безопасности платежей (биометрическая идентификация, токены и    т. д.).

Но каким бы ни был в будущем привычный для нас способ платежа – через мобильный телефон, умные часы, сетчатку глаза или вшитый под кожу чип – главное, к чему нужно готовиться, − новые возможности для платежей изменят само наше покупательское поведение. Привычные сегодня схемы траты денег уже не будут работать.

Электронными будут даже самые небольшие транзакции, причем многие из них станут автоматическими, мы даже не будем замечать, как потратили деньги. По мере увеличения доли электронных платежей у всех, кто «видит» наши траты – финансовых и сервис-провайдеров, магазинов и т. д., – будет все больше данных о том, что и где мы покупаем, кому переводим деньги, делаем ли сбережения. Это позволит делать клиентам более «личные» предложения и даже будет влиять, например, на стоимость кредитов.

Чей кошелек?

Эксперты Всемирного экономического форума говорят о трех возможных сценариях развития «безналичного мира»: консолидации платежей, их фрагментации и изменении самого механизма пользования карточками.

Люди все меньше видят свои платежи: они могут сделать и оплатить покупки на Amazon.com или услуги в Uber в один клик или одним прикосновением. Покупка в приложении «по умолчанию» (вроде тех же amazon.com и Uber, а также ApplePay и GoogleWallet) становится очень простой, человек привыкает расплачиваться одним прикосновением даже за самые мелкие приобретения, и это приложение или мобильный кошелек становится для него способом платежа «по умолчанию», таким же, каким когда-то были наличные.

С другой стороны, поскольку мобильные кошельки делают ненужными физические карточки, исчезают и физические ограничения на количество карт, которые могут одновременно находиться в кошельке у человека. Выбрать и получить карту можно будет в несколько кликов. А значит, одновременно у пользователя сможет быть бесконечное число платежных средств и не только от привычных банков или менее привычных мобильных операторов или соцсетей, но даже от небольших нишевых магазинчиков в любой точке мира. Весь кошелек человека смогут делить между собой бесконечное количество провайдеров, и это подтолкнет развитие систем, помогающих автоматически принимать решение, какой платежной опцией выгоднее воспользоваться для каждого приобретения (часть этого функционала уже есть в ApplePay и GoogleWallet, по этому пути уже идут стартаперы, например приложение Walla.by). В будущем такая система может быть «вшита» не только в телефон, но и в любое носимое устройство.

Наконец, и само использование карт может оказаться ненужным: чтобы снизить транзакционные издержки, магазины и поставщики услуг будут приучать покупателей платить не карточкой, а напрямую с банковского счета. Розничные компании при этом будут предлагать собственные платежные решения и все более продвинутые программы лояльности.

В Скандинавии мобильные платежи уже «работают» не только для самых мелких покупок  вроде жевательной резинки или газет, но и для ускорения самого процесса: например, можно электронно оплачивать пиво в баре в час пик, чтобы не стоять в очереди. Если кэш больше не будет нужен, расходы бизнеса на обслуживание наличных денег снизятся, повысится прозрачность и для финансовых институтов, и для регуляторов (например, легче будет собирать налоги), а покупатели и торговцы будут меньше сталкиваться с криминальными рисками.

60%НА СТОЛЬКО ДОРОЖЕ ОБХОДИТСЯ ТРАНЗАКЦИЯ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ ПО СРАВНЕНИЮ С КАРТОЧНОЙ В НОРВЕГИИ

Все это выражается во вполне реальных деньгах: по данным Центробанка Норвегии, которые приводит Reuters, в 2015 году средняя стоимость каждой транзакции наличными составляла 7,1 кроны ($0,92), а карточной – только 4,1 кроны.

Дорого и небезопасно

Но есть и обратная сторона: не все торговые точки принимают электронные  платежи из-за инфраструктурных издержек, высоких платежей за эквайринг и задержек с переводом средств. Главные аргументы против «безналичного общества» − безопасность платежей, нежелание людей находиться под колпаком у любого, кто получит доступ к полному списку его покупок, и сложность и даже недоступность электронных платежей для целых групп населения (пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, беднейших, иммигрантов и детей) − показал шведский эксперимент.

Каждый третий швед все еще уверен: полностью обойтись без наличных он не смог бы.

Банки будущего
К 2027 году в Скандинавии закроется каждое второе отделение банка, а в США – каждое третье

Банк: в магазине, в смартфоне или нигде?

Аналитики PwC в одном из обзоров, посвященных будущему финансового сектора, описали жизнь 56-летней Анны: она начинает день в высокоскоростном поезде, просматривая рекомендации личного финансового консультанта на дисплее, который встроен в очки (они узнают Анну по сетчатке) и активируется, если два раза поморгать; выбирает по совету эксперта банка накопительную программу для оплаты обучения сына в онлайн-университете и тут же открывает счет с автоматическим зачислением средств; советуется по поводу персональных инвестиций с аналитиком-роботом; получает созданный лично для нее пакет скидок и спецпредложений от разных провайдеров; затем героиня берет ссуду через P2P-платформу, а на следующий день по видеосвязи получает советы по развитию бизнеса от финансового консультанта, риэлтора и кредитного специалиста, которые проанализировали ее поведение в соцсетях и на других сайтах.

Полное описание финансовых активностей вымышленной героини будущего занимает целую страницу убористым шрифтом и включает, пожалуй, все варианты развития, которые эксперты чаще всего описывают для современных банков в связи с наступлением цифровой эры. Часть описанных PwC в сценарии 2014 года событий уже близка к реальности, часть, возможно, так и не реализуется. Но сегодня средний клиент общается со своим банком 17 раз в месяц: в общей сложности десять раз – через интернет (через сайт или мобильное приложение), четырежды – через банкомат, а в отделение заходит раз в месяц, подсчитала в 2015 году консалтинговая компания Accenture (опрос 9000 респондентов на 12 ключевых рынках).

«Возможно, ни одна другая технология не изменит наши финансовые операции в будущем больше, чем мобильные устройства», – пишет Business Insider. Все массовые и стандартизированные банковские продукты будут мигрировать в мобильные телефоны клиентов, считает предправления Сбербанка Герман Греф. Для «поколения нулевых» смартфон становится основной едва ли не из всех финансовых коммуникаций: 60 % опрошенных BI Intelligence американцев этого поколения говорят, что для них очень важно иметь возможность осуществлять платежи через мобильное приложение,  51 %  делали покупки через мобильное приложение или сайт в течение последнего месяца, а 27 % оплачивали покупки в магазине с помощью телефона. Неудивительно, что больше половины пользователей банковских услуг охотнее расстанутся на день со своим кошельком, чем с мобильным телефоном, выяснила в 2015 году консалтинговая компания Bain, опросив 100 000 человек. И хотя мобильный банк – уже само собой разумеющаяся часть коммуникации между банком и потребителем, это только начало трансформации всех финансовых сервисов.

Главными конкурентами банков больше не являются другие банки. Теперь за деньги розничных клиентов банки конкурируют с технологическими компаниями, соцсетями, онлайн-розницей, ритейлерами и рестораторами – все они развивают собственные финансовые сервисы. Уже сейчас более 10 % выручки Starbucks приходится на мобильные финансовые сервисы, Amazon запускает сервис для приема платежей с помощью мобильных устройств, Uber заявил о планах открыть счета для своих водителей, а через кошелек, «вшитый» в китайский мессенджер WeChat, можно оплачивать товары и услуги больше 10 млн провайдеров – от аптек и авиакомпаний до небольших стартапов. Оборот крупнейшей платежной системы Китая Alipay втрое больше, чем у американской PayPal (целиком конгломерат Alibaba занимал в 2015 году 26 % мирового рынка электронной коммерции). Больше того, поскольку таких «кошельков» у человека может быть бесконечное количество, появляются агрегаторы, которые сравнивают финансовые продукты и предлагают наиболее выгодный вариант для каждого действия. А значит, банкам придется посторониться.

10%ВЫРУЧКИ STARBUCKS ПРИХОДИТСЯ НА МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СЕРВИСЫ

Банки вынуждены сражаться с непривычными конкурентами не только за кошельки и платежи, но и за возможность дать в долг. В середине 2016 года объем китайского рынка P2P-кредитования (peer-to-peer, взаимное кредитование частных лиц и малого бизнеса) – крупнейшего в мире – составлял, по данным Reuters, $102 млрд, а к концу 2018 год может вырасти до $225 млрд. У крупнейшей китайской платформы P2P-займов  Lufax, по данным Reuters на середину 2016 года, было больше 23 млн клиентов, причем их число за год выросло больше чем вдвое. На конец 2015 года общая сумма выданных P2P-кредитов еще не перевалила даже за 1 % от всех выданных кредитов  ни в Китае, ни в США, ни в Великобритании. Но и тут китайский рынок – самый быстрорастущий: к концу 2018 года на p2p может прийтись уже до 9 % всех розничных кредитов в стране, ожидает Citi.

Платежи, кредитование и управление личными деньгами – три главные темы для финтеха (технологических проектов в финансовом секторе). Банк России выделяет семь ключевых трендов финтеха: облачные технологии, большие данные, искусственный интеллект и роботизацию, открытые интерфейсы (API), биометрию, распределенные реестры (в частности, блокчейн) и мобильные технологии.

Инвестиции в финтех во всем мире растут по экспоненте: с $1,8 млрд в 2010 году до $19 млрд в 2015, подсчитывала Citigroup в 2016 году (более поздних данных еще нет). Больше 70 % инвестиций сфокусированы на «последней миле» –  отношениях с конечным потребителем финансовых продуктов (физическими лицами и малым бизнесом). Для сравнения: в управление активами и страхование было инвестировано по 10 %, а в проекты для крупных корпоративных клиентов – 3 %, подсчитала Citigroup. Правда, несмотря на бурный рост вложений, пока новые финансовые сервисы генерируют не больше 1 % розничного дохода североамериканских банков.

Но и внутри банковской системы появляются конкуренты нового типа, например виртуальные банки. Так, «Тинькофф банк» был первым в России, кто отказался от физических отделений, все коммуникации с клиентами происходят через мобильное приложение. Сейчас подобную модель развивают «Рокетбанк» (группа «Открытие») и «Тач банк» (группа «ОТП банка»). Западные аналитики, комментируя эту тенденцию на глобальном уровне предупреждают, что еще предстоит проверить, готовы ли клиенты – и физические лица, и корпорации – выбирать удобство, контроль и стоимость цифрового банкинга (об этом предупреждал, например, Business Insider).

По оценкам консалтинговой компании Bain, к 2020 году как минимум 30 % традиционных доходов банков будут поступать в финтех-сектор или просто исчезнут за счет появления инновационных компаний. Авторы самых радикальных прогнозов обещают, что через несколько лет розничные банки исчезнут вовсе и  не только потому, что проиграют в технологической конкуренции, но еще и потому, что их отделения изменившиеся клиенты будут воспринимать как наследие прошлого. Менее радикальный прогноз – отделения сохранятся, а вот их функции, вид и устройство станут совсем другими. Благодаря развитию систем аутентификации пользователей, в том числе и биометрических, приходить в отделения нужно будет намного реже: даже самые ответственные документы достаточно будет подписать цифровой подписью.

Банк России уже работает над системой удаленной идентификации клиентов финансовых учреждений: по замыслу чиновников, человек должен будет один раз прийти в отделение одного банка с пакетом документов и идентифицировать свою личность, после этого данные о нем будут заноситься в единую систему идентификации и аутентификации, доступную всем банкам.

Отделения могут стать флагманскими информационными, консультационными или вовлекающими хабами или, наоборот, умными киосками, предлагающими все нужные сервисы и видеосвязь со специалистами, считает, например, Business Insider.

Модернизация розничной сети нужна банкам еще и потому, что это – одна из самых затратных статей: у крупных банков на отделения приходится, по данным Citi, до 65 % всех издержек розничного бизнеса, и от большей их части можно избавиться с помощью автоматизации (в том числе и за счет роботизации колл-центров и модернизации банкоматов).

65%ВСЕХ ИЗДЕРЖЕК РОЗНИЧНИГО БИЗНЕСА У КРУПНЫХ БАНКОВ ПРИХОДИТСЯ НА ОТДЕЛЕНИЯ

Три крупнейших банка Великобритании – HSBC, RBS и Barclays объявили о планах сократить 400 отделений. Некоторые банки в Великобритании уже устанавливают аппараты самообслуживания в отделениях, но в то же время Virgin Money, например, превращает отделения в «лаунжи», где можно отдохнуть, подзарядить гаджеты и даже выпить кофе. Клиенты могут почти перестать ходить в отделения, чтобы провести нужные операции, но они все еще предпочитают человеческое общение, когда дело касается важных решений, меняющих жизнь, например ипотеки.

Трансформировать придется не только отделения. Потребители привыкают к шопингу в один клик и доставке в тот же день – и теперь ждут мгновенного удовлетворения везде, пишут эксперты McKinsey. Что это значит для банков? Придется исключить лишние, с точки зрения потребителей, действия: McKinsey приводит в пример банк в Латинской Америке, который урезал время открытия счета с 25 до 2 минут. Будет необходимо упростить и ускорить процедуры и документы: один из банков в Южной Африке установил цифровые киоски с возможностью открывать счета по фотографии удостоверения личности, данные с которой автоматически заносятся в формы. Надо научиться лучше анализировать своих клиентов: например, увидев, что человек тратит много денег вечером в пятницу, утром предлагать ему перевести часть средств на сберегательный счет.

До сих пор прорывные инновации были сфокусированы, по словам Грега Бакстера, глобального руководителя направления цифровых стратегий Citi, на «фронт-офисе» банков – всем, что связано с розничными клиентами. Такие инновации не требуют радикальных изменений в регулировании, капитале, инфраструктуре и других составных частях банковской «начинки», а внедрять их дешевле, чем изменения для крупных корпоративных клиентов. И все же в США, на крупнейшем розничном финансовом рынке в мире, технологические изменения коснулись не более 2–3 % розничной выручки банков, указывала Citi год назад, а в корпоративном сегменте эта цифра еще ниже. Эра инноваций для крупного бизнеса – «индустриального финтеха» – еще даже не начиналась. За пределами мира розничных банков главная новость – блокчейн: потенциально эта технология способна изменить всю внутреннюю «начинку» банков и платежных систем.

Мнение:
Денис Горчаков
Антифрод-аналитик «Лаборатории Касперского»

Как это нередко происходит с популярными технологиями, все хотят приобщиться к блокчейну, прорекламировать себя, получить деньги под громкие инновации. Неважно, будет это полезно или нет, в любом виде приклеить популярный ярлык к своему продукту или бизнесу. И этот шум вокруг технологии затмевает ее суть. При этом в отношении некоторых реализаций blockchain-сетей есть задокументированные, хоть и теоретические возможности атаки с подменой данных.

Действующие blockchain-сети функционируют благодаря вере их участников в безопасность системы, однако чисто технически безопасность основывается только на реализации ПО, и достаточное количество «вредоносных» (или, к примеру, зараженных вредоносным ПО) участников может изменить поведение всей сети и привести к неожиданным последствиям.

Сейчас, когда шумиха вокруг технологии немного спадает, появляется понимание, что блокчейн – действительно безопасная и удобная технология при ее узкоспециализированной реализации. Т. е. для проведения многомиллионного количества сделок вместо банков и бирж она вряд ли подходит (это выйдет дольше, чем на традиционной архитектуре), но для решения конкретных задач определенных компаний (например, для замены документооборота по подтверждению контрактов) при грамотной реализации эта модель может быть очень эффективна и успешна.

Но к сожалению, пока еще существует крайне мало компетентных людей, хорошо разбирающихся в технологии, способных оценить её реальную практическую применимость.

Поэтому и возникает проблема с тем, чтобы сделать безопасную реализацию блокчейна в том или ином продукте, иначе ещё не раз может повториться история с криптовалютой Ethereum, когда ловкий хакер нашёл в ней уязвимость и в одночасье сумел выручить более 50 млн долларов. Если у компании есть ресурсы на исследования пользы от внедрения блокчейна в своём бизнесе или готовность инвестировать в подобные проекты, крайне желательно иметь в штате архитектора ПО с хорошим математическим образованием, который сможет взвесить все за и против, понять сильные и слабые стороны конкретной реализации технологии, будь то хранилище данных, аналитическая система или мультимедийный сервис. Также пока еще неясна юридическая сторона вопроса: каким образом государственные структуры и участники сети будут регулировать взаимоотношения контрагентов, разрешать конфликты в случае технических сбоев или умышленных атак. Применение криптовалют для расчетов также вызывает множество юридических вопросов. Но регулирование криптовалют как частного случая блокчейна − вопрос решаемый, пока просто ни у кого нет понимания и не накопилась критическая масса проблем.

Технология нова и осваивается в мире, в этот момент всегда есть место злоупотреблениям и новым угрозам: это происходит и с Uber, и с Telegram, вполне ожидаемо криптовалюты тоже проходят через этот этап и пока что стали удобным средством анонимных платежей, но вряд ли навсегда.
Мнение:
Денис Горчаков
Антифрод-аналитик «Лаборатории Касперского»

Россия − это не маленькая Швеция или Исландия, а самая большая страна в мире: в дальние уголки нашей Родины ходят только ледоколы или можно добраться строго в определённые времена года, поэтому о смерти наличных точно говорить рано. Нам бы освоить пластиковые карты, а всерьёз переходить на платежи, к примеру, смартфонами стоимостью от 30 тысяч рублей − это пока забава крупных городов и определённых слоёв населения с доходом выше среднего. Да, безналичный расчёт быстро входит в нашу жизнь и меняет привычки: по QR-коду можно купить шоколадку в вендинговом автомате, быстро скинуться за посиделки в ресторане или на подарок другу, вызвать такси без кошелька в кармане. Возникают новые ситуации, когда никто за столом не может дать на чай официанту (впрочем, идея для стартапа уже занята).

Вот только странно говорить о том, что безопасность платежей и приватность − основные аргументы против безналичного общества, в то время как те же Javelin Strategy and Research заявляют, что безопасность для банковских клиентов на 17-м месте среди определяющих факторов.

Скорее, дело в доступности и распространённости технологий, культурном их принятии: должно пройти время, нужно поработать над их проникновением, и Apple/Samsung/Android Pay − вряд ли конечная остановка. Хороший пример WeChat, когда в Китае через него можно купить даже овощи у бабушек на рынках. К полноценному переходу на безналичные платежи должна быть готова и остальная экосистема: цифровая идентификация пользователей, электронные государственные системы, возможность контроля над своими данными.

Пока это всё на этапе развития, тут и там возникают новые технологии, прорабатываются новые методы защиты, но в целом говорить о том, что кто-то уже готов к цифровому обществу, опрометчиво.

Впрочем, нельзя отбрасывать вопросы безопасности безналичных систем расчётов. Развиваясь, системы безналичной оплаты вместе со всей банковской инфраструктурой привлекают злоумышленников возможностью получить доступ к большому объему денежных средств (увести через Интернет при определенном умении можно гораздо больший объем денег, чем физически унести количество наличных при традиционном ограблении). Соответственно, количество киберугроз, связанных с финансовым сектором, стабильно растет, они быстро эволюционируют не только с точки зрения их количества, но и становятся все более сложными.По оценке «Лаборатории Касперского», в период с 2012 по 2015 год правоохранительными органами разных стран (включая США, Россию, Белоруссию, Украину и страны Евросоюза) было арестовано более 160 русскоговорящих киберпреступников, входивших в состав малых, средних и крупных преступных групп, которые по всему миру занимались хищением денежных средств с помощью вредоносного ПО. Совокупный ущерб от их деятельности превышает 790 миллионов долларов. (Оценка сделана на основе анализа публичной информации об арестах подозреваемых в совершении финансовых киберпреступлений, состоявшихся в период с 2012 по 2015 год, и собственных данных «Лаборатории Касперского».) Из этой суммы около 280 миллионов долларов было украдено преступниками в странах бывшего Советского Союза.

Разумеется, эта цифра учитывает лишь подтвержденный ущерб, информация о котором была получена правоохранительными органами в ходе следственных мероприятий. В реальности киберпреступниками могли быть украдены значительно большие суммы.

Естественно, что системы, позволяющие снизить риск кражи денег из систем онлайн и мобильного банкинга, сейчас крайне важны для банков, т. к. в большинстве случаев терпит убытки не только клиент, но и сам банк. Суровая действительность такова, что клиенты банков порой ведут себя легкомысленно, когда дело касается безопасности их компьютеров и мобильных устройств.Осознавая актуальность этой проблемы, лаборатория разработала систему раннего обнаружения мошенничества в системах ДБО.

Существует несколько методов построения таких систем, и наиболее технологичные комбинируют несколько способов анализа поведения клиента и устройства, с которого производится транзакция. Наша компания разработала и успешно внедрила такое решение (Kaspersky Fraud Prevention) в нескольких крупных организациях по всему миру.
Мнение:
Денис Горчаков
Антифрод-аналитик «Лаборатории Касперского»

Вслед за интернетом вещей к нам закономерно подходит его наследие – интернет платежей. Шутки шутками, а кнопка Amazon Dash для заказа товаров – отличная иллюстрация к тому, что стиральная машинка будет сама заказывать порошок, кофеварка – кофе, а люстра – перегоревшие лампочки. Сейчас идет процесс размывания границ между финтехом, операторами связи и банками. Но для последних требования по защите платежей и безопасности платёжной инфраструктуры достаточно высоки и вообще довольно жестко сформулированы в законодательстве.

Как адекватно защищать создаваемые цифровые каналы обслуживания – вызов нового времени, ведь на счетах в виртуальных кошельках и на картах кофеен всё равно крутятся наши, кровно заработанные деньги. Далеко не все создатели технологий готовы встретить современные киберугрозы: можно вспомнить и первый год работы Apple Pay в США, когда мошенничество при оплате этим способом в десятки раз превысило обычное карточное мошенничество. Или можно привести в пример ловких таксистов, регулярно находящих новые схемы обмана популярных агрегаторов.

Когда пользователь из человека – посетителя отделения банка становится некой абстрактной парой «имя-пароль» и набором цифровых характеристик, возникает проблема определения его подлинности, т. к. цифровая личность легко может быть украдена. Парадокс, потому что при этом данных по человеку становится гораздо больше: профили в соцсетях, анализ поведения и биометрические характеристики. Формируются так называемые большие пользовательские данные, точная формулировка которых ещё нигде не описана и не утверждено их этичное использование.

Большим данным – большие технологии. Для таких объёмов информации перестаёт работать ручной анализ с помощью различных фильтров и сортировок, и выручает машинное обучение. Правда, само оно пока не обладает интеллектом, поэтому «Лаборатория Касперского» использует подход HuMachine, когда наши эксперты учат системы с машинным обучением, помогая ему отличать хорошее от плохого.
Решения для крупного бизнеса «Лаборатории Касперского»
Защита мобильного и онлайн-банкинга
Решения для крупного бизнеса «Лаборатории Касперского»
Защита виртуальных сред
Решения для крупного бизнеса «Лаборатории Касперского»
Защита мобильного и онлайн-банкинга